Проповеди

Проповедь по притче о Лазаре

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали притчу. Она не простая. О посмертной участи людей на том свете. Но так как это притча, а все притчи— это иносказания, это некоторый намёк, некоторая смысловая выдержка из того, что есть в реальности. Поэтому многие, когда читают Евангелие немного ошибаются, когда забывают, что эти слова, сказанные Господом, это притча. Да. В реальности немного по-другому. Мы сегодня слышали про богатого человека и бедного Лазаря. Богатый проводил время в пирах и веселии, а Лазарь болел, лежал весь в гное, собаки лизали его раны. И вот, они оба умирают, богатый попадает в ад, Лазарь же попадает в Лоно Авраамово. Это было такое отдельное место в аду для праведников. Там вместе с Авраамом они ждали пришествие Спасителя на Землю, пока он не выведет всех праведников их ада. Имя богача не называется. Он даже без имени. Не достоин, чтобы назвали его имя. Господь передаёт диалог между ними. Богач переживает, просит у Авраама, чтобы Лазарь омочил в воде палец и пришёл, прикоснулся его языка. На столько ему горячо и тяжело. После того, как услышал отказ, он просит у Авраама, чтобы хотябы кто-то сообщил его пять братьям, которые ещё живы. Авраам отвечал, что братья его знают Священное Писание, есть пророки. Богач говорит, что пророки— это одно, а если кто с того света явится, тогда они передумают. И Христос говорит, самые важные слова этой притчи, что даже если кто воскреснет из мёртвых, всё равно не будут иметь веры. Подразумевая этими словами себя самого. Когда он воскреснет, верхушка иудейского общества того времени, то есть фарисеи, весть о воскресении даже не примут. Они этого испугаются. Закроются всеми правдами и неправдами, лишь бы только не знать об этом. Эту притчу не надо воспринимать, как пророчество о том, что будет происходить после нашей кончины. Это всего лишь притча, иносказание. То, что будет с нами после смерти— это тайна. А Господь хочет нам поведать, показать смысл. Если мы здесь живём ради этой жизни, если мы думаем только о земных благах, если думаем только о своём чреве, о том, чтобы чем-то развлечь свою душу, мы забываем о вечной жизни. Забываем, что созданы Богом для вечности. А здесь только школа (70-80-100 лет, кому сколько Господь отведёт), здесь мы только учимся жить в вечности. Если мы об этом забываем, нас ждёт участь не лучшая, не та участь, которую нам приготовил Бог. И наоборот. Люди, которые в этой жизни претерпевают страдания, болезни, бедность, то если они это делают со смирением, с терпением, с упованием на Бога, и знают, что нас ждёт вечность. Господь видит, что человек прошёл эту тяжёлую школу испытаний, болезней, скорбей. Да. Школа тяжёлая, но такая же будет награда. Господь хочет, чтобы про эту награду мы не забывали. А ещё в этой притче Господь говорит, какие мы с вами странные существа. Мы всё знаем. Часто нам приходится, к сожалению, хоронить близких, часто мы видим трагедии, нам сообщают в СМИ о внезапной кончине, о разных несчастьях, которые постигают людей. Мы видим болезни родственников, друзей, их трудности. Как часто мы закрываемся от этого. Мы не думаем, мы не прилагаем эту информацию, не прилагаем это знание на себя. Нам иногда кажется, что на Земле мы будем жить вечно. Иногда нам кажется, что цель нашего существования— это хорошо устроиться здесь, на этом свете. Господь говорит нам эту притчу не для того, чтобы мы всё бросили. Продали наши квартиры, наше состояние и пошли как Лазарь вместе с собаками, как бомжи жить. Не для этого Господь это говорит. Он хочет, чтобы в нашей душе мы правильно расставили жизненные приоритеты. Чтобы мы не закрывались от этой информации, которая поступает к нам со стороны. Чтобы всё, что слышим, мы перелагали на себя. Если мы слышим о какой-то трагедии наших близких, или где-то в России, или где-то в мире, если мы это будем перелагать на себя, если мы будем сразу думать, что мы можем точно также внезапно встретиться с Господом, точно также встретиться и с болезнями, и с бедностью, и с нищетой, если мы будем всегда держать в уме эти слова Господа, эту притчу, если мы будем вспоминать об этом безумном богаче, который не думал о вечности. Если мы будем так жить, то Господь нас примет, он даст нам свою награду, как дал и Лазарю. Даже не смотря на то, что, возможно, мы не будем претерпевать эту нищету, эти страшные болезни, как у Лазаря. Но, как Говорит Иоанн Златоуст, Господь и намерения принимает. А значит, должно быть в нас это намерение понести всё, что Господь даст. Если будет в нас эта открытость, это смирение, это чувство не превосходства, а сочувствия чужому горю, когда мы будем переживать его как своё собственное. Тогда Господь и наградит нас вечной жизнью. Аминь.