Православные праздники

ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО: к празднику Пасхи

По благословению Митрополита Рязанского Марка

Московский Центр для детей и родителей «Рождество» представляет

 «Праздники православной церкви в жизни современной семьи».

– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)

–  И культуролог  – Анастасия Абрамова. Сегодня мы будем говорить о празднике «Воскресение Христово». О том, как подготовиться к нему, как провести Страстную неделю и как встретить всей семьей день Пасхи. О  том, как подготовить детей к праздничной церковной службе, что пояснить, на что обратить внимание, что почитать дома, что послушать, в чем разобраться. О том, что можно сделать своими руками вместе с детьми, как порадовать близких на Светлой седмице. О том, каким может быть домашнее празднование с родными и друзьями. О том, как не расплескать пасхальную радость от Пасхи до дня Вознесения Христова в суете будней. (Илья Боярский).

К празднику Пасхи. Аудиозапись беседы.

–  Мы долго каждый год готовимся к Празднику праздников – к Воскресению Христову – весь Великий пост. И радость празднования разольется еще на много-много дней. Когда мы говорим о праздновании Пасхи, мы вовсе не имеем в виду только один праздничный день Воскресения Христова. Празднование Воскресения длится до самого дня Вознесения Христа на Небо, это целых 40 дней, 40 светлых дней. И хотелось бы, чтобы наши семьи и наши дети все это время прожили в пасхальной радости. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Не пропустить: самые важные церковные службы Страстной недели.

Самое главное, когда готовишься к празднику — это время не только самого празднования, но и радостного ожидания. Все события Великого поста готовят нас к восприятию радости Воскресения Христова. Но особо важное время – это последний шаг перед праздником Пасхи, как проживет его семья, как проживут его дети вместе со взрослыми  — Страстная седмица. (Анастасия Абрамова)

–  Я бы разделил эту подготовку на две составляющие части. Первая – это домашняя, она очень важна. Это хлопоты, в основном кулинарные, потому что Пасха – это и куличи, крашеные яйца, подготовка дома, стола праздничного, какого-то угощения. Но просто за всеми этими хлопотами нельзя забыть о главной составляющей – о церковной службе. Надо постараться, может быть, на 2-3 дня немножко отойти от привычной жизни детей с их домашними заданиями, подготовками, детскими занятиями, уроками. Взять какой-то перерыв на 2-3 дня, это — самые важные дни в церковном году.

Великий Четверг. Предательство Иуды… Детям следует рассказать об этом, что такое предательство. Что, подчас, близкий, дорогой человек, оказывается, может сделать подлость. И что есть возможность и для прощения, и для исправления, как у апостола Петра. А иногда человек закрывает для себя эту возможность, как было у апостола Иуды…

В Великий четверг самое важное – это участие в литургии, потому что мы вспоминаем Тайную Вечерю, установление таинства Евхаристии. Конечно, нужно с детьми пойти в храм и по возможности причаститься.

А в четверг вечером одна из самых важных служб – это «Двенадцать Страстных Евангелий». Если нет возможности постоять всю службу в храме, с детьми можно открыть Евангелие дома на русском языке. Может быть, даже создать особую атмосферу, зажечь свечи, выключить свет, представить, что мы сейчас у Креста вместе с учеником, Иоанном Богословом, с Матерью, Пречистой Девой Марией. Создать им впечатление, что они действительно сопереживают этому моменту, что это все реально, все, что было тогда 2000 лет назад, никуда не делось, оно здесь и сейчас.  По возможности, всё же прийти в храм на службу «Двенадцати Евангелий», хотя она долгая, она тяжелая, и это скорей рекомендация для детей постарше. (Илья Боярский)

–  Когда мы разглядываем с детьми икону «Тайной Вечери», очень важно задать некоторые вопросы, на которые наши ребята стараются сами найти ответы, вглядываясь в изображение. Например, «вечеря» – это что такое? Вроде бы ребята обычно говорят: «Вечер, это что-то такое, что происходит вечером». Икона нам рассказывает –  что происходит тем вечером: тайный «ужин». «Почему тайный?» — «Давай найдем ответ в Евангелии, откроем вместе страницы, готовясь к этому дню, и узнаем, что это были дни, когда уже Господа искали, для того чтобы призвать к ответу: кто Он, от Чьего имени проповедует, подлинно ли Он — Сын Божий?.. Кто собрался рядом с Ним? Давай посмотрим. Обрати внимание, что вокруг стола сидят двенадцать, у них нимбы над головой, но лишь у одного нимба нет. Найдем среди этих собравшихся вокруг Христа Иуду по отсутствию нимба. Что у него в руке, посмотрим. В руке — мешочек. Евангелие нам расскажет о том, что же это за мешочек. Там те самые 30 сребреников, за которые был предан Иудой Христос. И мы, как ученики Христовы, вступаем в этот круг Вечери Господней, призываемся стать участниками трапезы Христовой». (Анастасия Абрамова)

Великая Пятница. Важнейшая служба в году – это чин «Погребения Плащаницы». В пятницу днем Плащаницу выносят для поклонения, для того чтобы можно было помолиться, для того чтобы можно было почувствовать, как бы вступить в круг учеников, которые взяли тело своего Учителя и Господа и приготовили к погребению. (Илья Боярский)

– И тут опять нужно помнить, готовясь с детьми к празднику, что важно видеть перед собой перспективу, цель, к которой мы идем. Возьмем икону Воскресения Христова, чтобы рассказать об празднике: например, ту, где жены-мироносицы сидят при гробе. (Там мы как раз увидим и плащаницу — пелену, лежащую на гробовом камне).

Скажем ребятам: «Вот смотрите, Христос был схвачен, Христос был приговорен к смерти. Он умер на кресте, обвит погребальной пеленою, положен в гробницу. Но Он умер не навсегда. Через 3 дня Он ожил, воскрес. И это и есть самый праздник праздников, к которому мы готовимся, – праздник Воскресения Христова. Мы стараемся следовать за Христом как любящие ученики. Вот, мы словно вошли вместе с мироносицами в гробницу, куда было положено тело Господа. Но где же оно? Его там нет. Вот так и мироносицы удивились: «где тело Господа моего?» На гробовом камне они увидели только плащаницу».

Но посмотрим внимательно, приглядимся: кто же еще кроме мироносиц вдруг оказался в гробнице. Ребята сразу назовут: «Тут сидит некто в белых одеждах. Это Ангел». И «ангел», мы знаем, значит «вестник». Какую же весть принес Ангел мироносицам? Опять откроем Евангелие. Это весть о том, что Христос воскрес: не ищите живого среди мертвых – Христос воскрес! И мироносицы понесли эту весть сначала ученикам, потом ученики – другим людям, стали затем проповедовать многим, нести дальше весть о Воскресении Христовом…И эта весть дошла и до нас. И мы несем ее дальше… (Анастасия Абрамова)

– Детям постарше можно подробней рассказать о Плащанице. Им будет интересно показать фотографии, а может быть, даже краткий фильм о Туринской Плащанице, одном из свидетельств о Воскресении Христа. И рассказать о том, что изображение – образ Христа на ней — является нерукотворным. Науке до сих пор неизвестно, каким именно образом получилось это фотографическое негативное изображение. «Пятое Евангелие» — Туринская Плащаница, одно из самых значительных свидетельств о Воскресении. (Илья Боярский)

– И важно объяснить ребятам, что такое чин погребения Плащаницы. Объяснить, особенно малышам, что на полотне ткани в полный рост вышивается образ Господа  — вот так, как об этом свидетельствует изображение на Туринской Плащанице. (Анастасия Абрамова)

– Чин погребения. Уже в пятницу вечером, со свечами, торжественно, с пением «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» Плащаницу обносят вокруг храма. Мы как бы опять попадаем в ту процессию ближайших учеников Христа, что несут тело нашего Спасителя во гроб. Создается впечатление, что не прошли ти века и тысячелетия, что все это происходит в Вечности здесь и сейчас (Илья Боярский).

(00:10:00 – 00:10:53 – звучит музыка, отрывок песни «Мы без тебя, как поле без дождя…»)

Великая Суббота. А затем наступает день Великой субботы. Если вы с ребятами придете на утреннее богослужение, то, конечно же, обратите внимание на момент смены одежд священнослужителей —  момент удивительный и всегда особо радующий и взрослых, и детей, когда, наконец, дьякон появляется в белоснежной ризе, подобно Ангелу, сообщившему женам-мироносицам о Воскресении Христа. Выходит и читает Евангелие уже о Воскресении. (Анастасия Абрамова)

– Но дети наши особенно ждут Великую субботу, потому что это время, когда то, что они готовили, то, что пекли, красили яички своими руками, – все это приносится в храм для освящения… (Илья Боярский)

В помощь домашним беседам с детьми:

 

подневные календари Страстной недели

– В создании верного духовного настроя, конечно же, помогут церковные службы и в то же время наши семейные домашние вечерние беседы, со свечкою, с разглядыванием икон. Ежедневный великий строй последних дней перед Пасхой можно для детей выделить особым подневным календарем, отмечая каждый день особо.

Например – календарь «Семь свечей». Попробуйте поставить в том месте, где вы обычно собираетесь всей семьей и где беседуете накануне праздников, календарь «Семь свечей». Это семь больших крепких свечей разной высоты, можно их выстроить от самой маленькой (она знаменует день Великого понедельника) – к свечам побольше: Великий вторник, Великая Среда, Четверг, Пятница, Суббота… А день Воскресенья – это уже большая красная свеча, самая высокая. Вечером, садясь за неторопливую беседу, в понедельник, мы зажигаем первую свечу; во вторник – две свечи, в Среду, рассказывая о предстоящих событиях Великого четверга, о Тайной вечере, о том, что будет происходить в храме, когда мы туда пойдем,  зажигаем уже три свечи…

В Великий Четверг зажигаем четвертую свечу и рассказываем о том, что такое Великая пятница, что произошло в этот день, о Распятии, о погребении Господа и о церковном чине погребения Плащаницы. В Великую Субботу мы зажжем уже шесть свечей… И, наконец, после ночного Пасхального богослужения, придя домой на первую праздничную трапезу, зажжем уже все семь свечей, и последнюю, красную — пасхальную. И споем, конечно, тропарь Пасхи, поздравим друг друга.

Календарь «Семь колокольцев». Одна из замечательных традиций Пасхи – это возможность подняться всем желающим на колокольню (там, где это безопасно, и батюшка благословит). Подняться для того, чтобы самим звонить в колокола, чтобы слышали все окрест – Христос Воскресе! Календарь «Семь колокольцев» напоминает нам о грядущем празднике, когда все прозвучит, прозвонит радостным Благовестом.

Мы подберем веточки, например, березы (какие-нибудь гибкие ветви), когда будем гулять в парке, сложим их в плотный жгут и свернем кольцом. Переплетем это кольцо лентами, символизирующими цвета Пасхи. Красный, цвет жизни, цвет страдания, цвет одежд пасхальных, которые мы увидим в храме, и наших красных свечек. Золотой – цвет Вечности, Царства Небесного, в которое ведет за собою Господь всех, кто тянет к нему руки, (так, как мы это видим с ребятами на иконе «Сошествие во ад»).

И потихонечку, в каждый новый день Страстной недели, мы подвешиваем к этому кольцу из веток небольшой колокольчик, беседуя, конечно, с детьми о событиях Страстной. Вот мы сегодня первый колокольчик повесили – первая весть о грядущем празднике, о его приближении, она зазвучала в нашем доме. Во вторник – два колокольчика, в среду – три. А вот в день Пасхи, когда у нас уже собран целый колокол из семи колокольцев, хорошо, чтобы старшие дети или мама с папой тайно от младших повесили «язычок» такого колокола —  на красивой тесьме большое деревянное расписанное яичко, от которого вниз продолжается тесемочка (как веревочка, за которую можно взять и позвонить. (Анастасия Абрамова)

(00:16:13 – 00:17:03 – звучит музыка, отрывок песни: «Звонят, звонят колокола, дин-дон, дин-дон…»)

Дети и ночная служба

–День Великой субботы – освящение куличей, пасхального стола, и для многих всегда стоит вопрос о ночной службе. (Анастасия Абрамова)

– Детям ночная служба необходима. Чувство особенного праздника – вроде положено спать, но мы не спим! Разрешено даже быть на улице ночью! Это особенное переживание, и оно останется у детей на всю жизнь, где-то глубоко в сознании, в чувствах… И эти первые возгласы  «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», тропарь Воскресения!.. Если в вашей семье —  совсем маленькие дети, можно пойти с ними на крестный ход, а потом — домой спать, а  утром прийти причастится… Либо, если дети постарше, они могут, если есть возможность, посидеть в храме, подремать. Может быть, если дом недалеко от храма, на часочек пойти домой, чуть-чуть прикорнуть, а потом уже ближе к концу службы на Причастие прийти с детками. Это уже все зависит от родителей, от возможностей родителей. (Илья Боярский)

(00:18:20 – 00:20:00 – звучит церковное хоровое песнопение «Воскресение Христово»)

Вестники Пасхи в нашем доме

– Что ж, мы поговорили сейчас о том церковном строе богослужений, который готовит нас к празднику Пасхи. Поговорим теперь о том, что происходит в наших домах, какие традиции и новые обычаи сложились в православных семьях, радующихся Пасхе. Когда мы готовимся с детьми к празднику, то это приготовление обычно состоит из того, что мы слышим о празднике, что мы видим; как меняется наш дом и какие изображения разглядываем мы в связи с тем или иным праздником; что делаем к празднику своими руками, как преображается к празднику наш дом, какими «вестниками праздника» наполняется.

Праздник в кукольном домике. Для самых маленьких детей можно, например, приготовить кукольный домик и наполнить его пространство той атрибутикой праздника, которую вот-вот увидим мы уже и на нашем настоящем большом столе. Картонная коробочка — как домик для кукол. Туда мы соберем вместе с детьми кукол, поставим игрушечный столик (например, коробочку из-под сахара-рафинада, покрытую лоскутной салфеточкой). А дальше в ход пойдут пластилин или соленое тесто.  Лепим, готовим для наших кукол, собранных вокруг стола, пасхальную трапезу: и куличи, и пасхочки, и яйца…

Подвески в форме яичек. Различные атрибуты праздника —  например, пасхальные яички, могут быть не только деревянными или настоящими, которые мы красим и расписываем, но сделанными и как подвески, украшающие наш дом. Для этого берем крепкий картон, вместе с малышами вырезаем овальную форму яичка, а дальше с помощью, например, пластилина, декорируем этот овал буквами  «Х» и «В» – «Христос Воскресе» и другими растительными различными узорами, как подскажет фантазия.

Такие яички, подвешенные к потолку нашего дома, к люстрам, могут не только украсить интерьер дома, не только привнести радость приближающегося праздника. Потом, на Светлой седмице, они станут  подарками тем, кто придет к вам в дом или к кому вы пойдете в гости.

Традиции семейного празднования

Первые дни их тех сорока, когда празднуется Пасха, это Светлая неделя сразу после Пасхи. Давайте соберем традиции празднования, как разливается пасхальная радость. (Анастасия Абрамова)

– Самое главное ощущение праздника нам создает Пасхальный тропарь.  (Илья Боярский)

(00:23:30 – 00:23:42 – звучит хоровое песнопение «Христос Воскресе из мертвых»)

– Он поется и утром, и вечером перед сном, и перед едой. Он запоминающийся, красивая мелодия… Очень хорошо и здорово, когда вся семья перед праздничным столом поёт тропарь (а праздничный стол у нас должен быть каждый день на Светлой неделе, поста нет, ни в среду, ни в пятницу, мы каждый день радуемся).

– Мудрые мамы и бабушки специально для пасхальной трапезы на Светлой неделе покупают красную скатерть и красные салфеточки для стола. Особое оформление стола, в котором могут участвовать и старшие дети, тоже очень важно, создает ощущение радости. Многие заботливые мамы и даже папы торопятся успеть к Пасхе высадить в землю специально приобретенные в цветочном магазине в какой-нибудь красивый поддон семена. И тогда к празднику Пасхи они проклюнутся, и в эту зеленую свежую травку необыкновенно радостно и очень красиво – положить крашеные яички.

Кто-то делает в качестве украшения пасхального стола так называемое «пасхальное древо». Это традиция, которая к нам пришла с Запада, но тоже укоренилась и у нас во многих православных семьях. Веточки, которые кажутся совсем безжизненными, оказывается, что, когда их ставишь в воду, оживают, пускают почки и листья. И это тоже очень символично в праздник, когда жизнь побеждает смерть, «жизнь жительствует». Если собрать много веточек вместе, получится как бы такой пасхальный куст, «Пасхальное древо. На него на тонких ниточках подвешиваются скорлупки из-под яиц. Их содержимое уже отправлено в куличи, в пасочки, а сами раскрашенные скорлупки являются украшением пасхального дерева…(Анастасия Абрамова)

(00:25:49 – 00:26:19 – звучит музыка, отрывок песни: «Нас Господь от смерти спас, Христос Воскрес…»)

Играем вместе

– Конечно же, невозможно обойтись на домашнем празднике без игр. И тут традиция пасхального празднования подсказывает нам целую череду игр с крашенками – с крашеными яичками. Что это за игры?

Игра-забава «У кого яичко крепче?» В парах происходит соревнование. Начинается оно после игровой присказки, например: «Стук-стук-стукоток, у кого покрепче бок?». Вот действительно – у кого бок покрепче? На слово «бок» играющие единожды стучат крашенкой о крашенку, а затем проверяют: чье яичко осталось цело, тот и победитель, он трофей забирает себе.

Игра-забава «Поединок». Еще игра замечательная, которую тоже очень любят дети на Пасху. Это забава «Поединок». Детям и взрослым раздаются вареные яички из корзиночки. Все становятся в круг, даже если в семье три или четыре человека, это будет малый круг, а если к вам пришли гости, то это будет большой круг. Один из детей идет по кругу и поет попевку или просто говорит: «Я по кругу иду, поединщика найду. Поединщик, милый друг, выходи скорее в круг… Поединщик, милый мой, потягайся-ка со мной! Раз, два, три!» И на счет «три» поединщики  бьются яичком о яичко. Тот, чье яичко окажется крепче, вновь идет с попевкой по кругу выбирать себе нового поединщика.

Игра «Кладенец» (она составлена нами по мотивам русской народной игры). Все сидят на лавочке и делают ладошки лодочкой — примерно так, как когда мы играем в «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Вода ходит с небольшим расписным деревянным яичком, оно спрятано у него так же в ладонях лодочкой. Это и есть «кладенец» в игре, он спрятан у воды в ладонях. Вода ходит, делая вид, будто каждому из сидящих что-то вкладывает в ладони: «Ой, хожу, хожу, в кладенец положу, а кому положу, о том всем я не скажу». Незаметно действительно вкладывает яичко в ладони одному из играющих.

Если вода – мальчик, то он говорит: «Выйди, молодица, красная девица». Если вода – девочка, то говорит: «Выйди, молодец, выйди-выйди, удалец». Традиция предписывает делиться кладенцом мальчику — с девочкой, девочке – с мальчиком. Дальше выскакивает тот, у кого в руках оказался кладенец, а задача других – постараться его не выпустить, удержать. Если выскочил, значит, молодец – удалой, быть ему водой.

Игра «Доля» (она тоже сделана нами по мотивам русской народной игры). Водящийся садится на стул спиной ко всем или стоит в кругу, закрыв глаза. Дети сидят в ряд на лавочке или стоят вокруг него. Один из детей держит в руках «кладенец» —  маленькое яичко. Под игровую попевочку это яичко быстро-быстро передается по кругу. Обычно приговаривают или припевают так: «Солнце ясно, Пасха красна, пришла, одарила, всех наделила. Каждому долю, а кому поболе!..».

Выкрикивают: «Кому долю, а кому поболе?» Вода в этом момент поворачивается к играющим. Те протягивают перед ним сжатые кулачки и напевают: «А поболе у меня, у меня, говорите на меня, на меня». Задача воды за три попытки угадать, у кого же в кулачке спрятан кладенец-яичко. Затем тот, у кого его нашли, становится водящим. Если водящий не отгадал, то говорят: «Каждому доля, а тебе поболе. Принимай порученьице». И тогда тот, у кого в кулачке было спрятано яичко, задает воде любое «порученьице»: плясать, сказать всем поздравление с праздником, или каждому сказать доброе, ласковое слово, или что-то еще, что может всех порадовать, а не огорчить или поставить в замешательство.

Игра «Волчок». Раскручиваем на полу деревянные яички и поем или проговариваем: «Круть-верть, круть-верть, крутись яичко дольше всех, крутись-вертись яичко, крутись-вертись, крутись-вертись, вокруг себя обернись». Раз-два-три-четыре. Считаем, у кого яичко, как волчок прокрутится дольше. Устраиваем потом соревнование победителей… Надо сказать, что такие волчки-яички деревянные будут крутиться только на гладкой поверхности. Поэтому во многих семьях специально заведено для этого, например, круглый поднос или просто клееночка, или дерево, или даже кусок линолеума.

Игра «Воротца». Дети или взрослые вместе с детьми сидят на полу парами. Каждая пара упирается ступня к ступне, делая ногами «воротца». Каждый игрок по сигналу одновременно свое яичко катит по полю навстречу другому игроку в его воротца. Задача – чтобы яички не столкнулись или, наоборот, задача – так толкнуть яичко, чтобы они встретились, чокнулись друг с другом.

«Горка». «Горка» – это старая русская забава. Как только они не делались раньше в старину. Но сегодня в обычной городской семье горку устроить можно так: взять, например, доску для глажки – вот вам и горка. Положим ее на какой-нибудь стульчик, табуреточку, чтобы уж горочка так горочка получилась. Накроем её полоской ткани или скатертью так, чтобы эта полоска длилась по полу дальше, как бы дорожка получилась.На этой дорожке можно разложить маленькие пасхальные подарки. Выбирается по считалке Егорка. «Вот высокая горка, – мы говорим, – нужен нам Егорка. Кто будет Егоркой?» Выбираем. Егорка поднимается на горку, ему говорят: «Егорка, Егорка, ну-ка полезай на нашу горку. Ты яичко покати, себе подарочек возьми». Егорка катит яичко с горки, выбирает себе тот подарок, возле которого яичко остановится.

«Котята и яички». Много разных игр с крашенками, связанных с веселыми соревнованиями. Например, «Котята и яички» – это своеобразная эстафета. По считалочке выбираем из числа детей кота и кошку. Их задача – набрать в свою команду котят так, чтобы играющие разделись поровну: свои котята у кота, свои котята у кошки. Котята в каждой команде становятся друг за дружкой. Первый – это Кот или Кошка, он останавливается перед определенной чертой. Если вы играете дома, такую черту не надо рисовать на линолеуме или на паркете, достаточно положить ленту. Перед каждой командой два «кустика»: это стулья, покрытые зеленой тканью. По команде ведущего «раз-два, мяу!»  первые игроки в командах – Кот или Кошка- становятся на четвереньки и бросаются вперед, наперегонки, но не с пустыми лапками. Они катят перед собой яичко. Их задача – прокатить на четвереньках деревянное яичко, обогнуть «куст», вернуться к котятам и передать яичко следующему. Те котята побеждают, каждый из которых прокатит яичко быстрее, чем котята другой команды.

«Варись яичко» – это эстафета с деревянными яичками в ложках. Делим детей на две команды, ставим перед чертой. На некотором расстоянии перед каждой командой две «плиты» – это могут быть стульчики, на них по мисочке. Первому в команде выдаем деревянную красивую ложку с яичком. Задача игроков – пронести яичко в ложке. Можно придерживать другой рукой, если играют малыши, а если играют постарше ребята и подростки со взрослыми, условие – яичко, не придерживая, обогнуть плиту, положить бережно яичко в миску, вернуться к команде, передать пустую ложку следующему. Тот должен в свою очередь добежать до плиты, обогнуть ее, подхватить ложкой яичко, вернуться к команде и передать ложку с яичком следующему. То есть один игрок оставляет яичко вариться, следующий забирает бережно, доносит его до команды. Во время таких забав звучит веселая музыка. (Анастасия Абрамова)

(00:35:32 – 00:36:03 – звучит музыка)

Модели домашнего праздника

– Какие могут быть модели праздника в группу большой семьи и друзей? Во-первых, скажем, что праздника Пасхи дети ждут очень-очень, да равно как и взрослые. И праздник обязательно должен быть веселый, радостный, с большим кругом людей. Обязательно нужно отправляться в гости или принимать гостей у себя. Какие же могут быть модели такого семейного празднования?

«Круг поздравлений». Тут нам помогут известные фанты. Хозяйка или хозяин появляются с красивой корзинкой, в которой лежат яички-крашенки. Гостям предлагается выбрать любое яичко. Но за каждое яичко положена плата: надо дать какой-то фант. Гости разбирают яички из корзины, а в корзине остаются фанты. Кто забыл, что такое фанты, мы напомним. Фант – это любая вещица, принадлежащая тому или иному человеку: платочек, колечко, кофточка, бантик и так далее. Вот готов уже маленький семейный концерт таким образом. Хозяин или хозяйка достает фант, спрашивает: «Это чей?» – «Это дяди Юры», например. «Что дяде Юре нужно сделать?» Назначается какое-то задание, которое тоже может порадовать всех. Или другой вариант: вы, приглашая гостей в свой дом, договариваетесь о том, что каждый готовит какое-то теплое пасхальное поздравление в творческой форме. Что может сделать тетя Таня, например? Она может научить словам, от которых рождаются улыбки. Кто-то может загадать загадки. Кто-то может рассказать сказку. Кто-то может обратить внимание на икону праздника и задать ряд вопросов, чтобы дети сами находили на них ответы, и таким образом вновь вспоминалась вся история Воскресения Христова.

«Пасхальный венок». Предлагаем гостям и близким сплести в честь праздника «венок» — из стихов и песен. Усаживаемся кругом, кладем в центр деревянное большое яичко. Договариваемся, что очередность выступлений будет определять носок яичка: «куда смотрит носок – тот подаст свой голосок». Раскручиваем деревянное яичко, как волчок, пока все хлопают в ладоши и подпевают попевочки: «Яичко крутись, в круг себя повернись… Куда смотрит носок, тот подаст свой голосок». Тот, на кого показал носок  яичка, встает и читает дома подготовленные стихи, песенку, загадки, игру для всех. И так каждый.

«Пасхальные поэтические закладки». Эта модель праздника подходит для тех, кто легко читает с листа, – для взрослых, для подростков. Нужно немножко заранее подготовиться. Нужно, чтобы взрослые или кто-то из толковых старших детей взял книжку — сборник стихов о Пасхе. Таких сборников сейчас много: «Христос в русской поэзии», «Пасха в русской поэзии». Надо выбрать те стихотворения, которые наиболее ясные по смыслу, незамысловатые настолько, что все участники могли бы порадоваться хорошему художественному слову.

А дальше, когда гости приходят к нам на праздник, каждому выдается красивая полоска картона. Её каждый пришедший гость с помощью фломастеров, карандашей, мелков превращает в «пасхальную закладку», а на обратной стороне он пишет пожелание всем друзьям, собравшимся в этом доме. Потом все закладочки передаются хозяину, и тот раскладывает их по книжке в те места, которые он заранее присмотрел. А дальше раскрывается книга от закладки к закладке на определенных стихотворениях. Достается первая закладочка.«Чья она?» – «Это Катеньки», например. «Катюш, вот тебе и слово держать. Тебе читать». Читаем с листа. Тут важно запинками, робостью не испортить наслаждение действительно хорошим поэтическим словом. А потом каждый читает и пожелания, которые написал для всех на обратной стороне закладки.

«Путешествие по домам». Эта модель праздника подходит и для старших, и особенно для младших. Каждая семья, пришедшая к нам в дом, представляет как бы отдельное хозяйство – дом, где встречают гостей. Мы заранее договоримся, где именно будет их «дом» (где они смогут расположиться), когда мы начнем наше путешествие из дома в дом с радостной пасхальной вестью.

Мы все, гости, движемся по всей нашей квартире, взявшись за руки, цепочкой, заходя в разные комнаты с какой-нибудь пасхальной песенкой. Одну из них русский духовный стих «На Христа взирая» вы можете услышать на нашем диске. А можно запеть и старинную волочебную песню. «Идут страннички, да волочебнички. Христос воскрес, Сыне Божий! Волочебнички, да люди добрые. Христос воскрес, Сыне Божий!..» Волочебники идут от «дома» к «дому», неся пасхальную весть.

Вот мы останавливаемся перед каким-нибудь столиком – это будет первый дом. За ним сидят хозяева и мы, гости, обращаемся к ним: «Здравствуйте, хозяева! Христос Воскресе». Хозяева нам отвечают: «Воистину Воскресе, гости дорогие! Хорошо, что зашли». «А что тут у вас?» «А у нас, – говорят нам хозяева, – мы как раз с крашенками играем. Пойдем с нами яички с горки катать!..» В каждом таком условном «домике» нас встречают хозяева с какой-нибудь забавой, подвижной игрой, притчей, совместной песней, которую можно вместе разучить-петь-подпевать, предлагают нам вместе порадоваться празднику.

Если мы оказались в парке, на природе, то хорошо вспомнить разные пасхальные игры. Например, игра «Золотые ворота». На земле рисуется маленький кружок, в центр которого втыкается веточка вербы или кладётся расписное яичко. Ребята, взявшись за руки, выстраиваются парами друг за другом, как в игре «Ручеек», поднимают руки вверх, образуя «золотые воротца», запевают: «Идет матушка-Весна, отворяем ворота! Первый март пришел  — белый снег сошел. А за ним и апрель  — отворил окно и дверь. А уж как придет май, солнце в терем приглашай!» Участник, который остался без пары, проходит в ворота и ребром ладони разъединяет руки любой из пар. Ребята, которые стоят в этой паре, сразу же бегут в разные стороны к тому кружку, где веточка вербы. Тот, кто выдернет веточку вербы первый, тот, считается, прошел в ворота. Теперь ему идти и разъединять руки какой-то паре, он — Вода. А тот, кто не успел добежать первым, встает в пару с прежним водящим впереди всех.

Пасхальные традиции

Надо сказать, что, конечно, пасхальная радость разливается и в домах, и в храмах на Светлой седмице и дети особенно ждут еще несколько важных и значимых праздничных впечатлений, связанных с традицией празднования. (Анастасия Абрамова)

Литургия и крестные ходы

– На Светлой неделе каждый день в храме служатся торжественные пасхальные богослужения. Практически ничем они не отличаются от первого главного ночного богослужения. И каждый день на Светлой седмице бывает крестный ход. Только он уже не ночной, а утром после литургии. И еще есть такая традиция. Надо только узнать, есть ли эта традиция в вашем храме, что на Светлой недели по благословению священника любой мирянин, любой верующий человек может позвонить в колокола. (Илья Боярский)

Колокольные звоны

– Когда мы поднимаемся с ребятами на колокольню, у них возникает первый такой порыв, что называется «звонить во все колокола». И это очень непохоже на благовест, который хочется слышать в этот день. Поэтому можно с ребятами договориться о том, как мы звоним. Например, когда мы звоним в большой колокол, мы несем с его помощью пасхальную весть так: «Хрис-тос Вос-крес, Хрис-тос Вос-крес!» Когда мы звоним в колокол поменьше, то мы несем ответ: «Во-исти-ну вос-крес, во-исти-ну вос-крес!» Когда мы звоним в самые маленькие колокола, то мы припеваем: «Пас-ха крас-на, Пас-ха крас-на, Пас-ха крас-на!»

Открытый алтарь

Обязательно обратите с ребятами внимание, что алтарь, обычно закрытый завесой от нас в другие дни года, открыт, и можно видеть все, что происходит там. И это очень важный символ. И ребятам обязательно нужно об этом символе рассказать. (Анастасия Абрамова)

– Алтарь – это символ рая, Царствия Божия. Воскресение Христово отрыло нам врата рая, что мы можем все войти в рай, вкусить вечного блаженства, быть в Царстве Божием, жить вечно. В этом и символ, что на Пасху ночью и всю неделю царские врата открыты. (Илья Боярский)

От Воскресения до Вознесения

– Но вот прошла Светлая седмица, дальше одна за другой идут пасхальные недели, приближаемся мы шаг за шагом, день за днем к празднику Вознесения Господня. И это время тоже наполнено особой пасхальной радостью.

Можно попробовать для того, чтобы не расплескать эту радость в суете, составить своеобразную ленту времени от Воскресения до Вознесения. Ее можно сделать, во-первых, из рисунков тех событий, которым посвящены воскресные дни. Каждое воскресенье после Пасхи посвящено какому-то важному евангельскому событию. Вообще все евангельские события важны. Но тут что мы можем вспомнить, что это за события? Вот это поможет узнать детям Лента времени «От воскресения до Вознесения».

Можно сделать для каждого из таких событий шесть красивых закладок для соответствующей страницы Библии, где о таких событиях рассказывается. На каждой закладке  — дата соответствующего воскресенья и знак вопроса: что же событие вспоминается в воскресный день? Ищем ответ вместе со старшими детьми на страницах Библии и рассказываем деткам – тем, кто помладше. Это шесть воскресений, стало быть, шесть закладок.

А саму Ленту времени «От Воскресения до Вознесения» можно сделать из рисунков так. Возьмем шесть листов бумаги разного цвета. На каждом рисуем дату воскресного дня и золотой купол храма. Прикрепим эти листочки один за другим на стену. Обозначим «направление пути» от Пасхи до Вознесения — выделим первый лист: приклеим в верхний левый уголок пасхальную открытку и подпишем дату Пасхи Например, 16 апреля 2017 года, Пасха Христова. А в верхний правый уголок самого последнего шестого листа приклеим открыточку с изображением Вознесения Господня и подпишем дату — 25 мая 2017 года, Вознесение Господне.

Всего шесть больших разноцветных листов. На них мало-помалу, неделю за неделей, можно прикреплять рисунки на небольших листах бумаги — размером с открытку или чуть больше. Если в семье много детей, то каждый может сделать рисунок на таком небольшом листе бумаги, а потом эти листочки приклеиваются на цветной.

Что же на рисунках?  Во-первых, те события, которым посвящены воскресные дни. (Анастасия Абрамова)

Первое воскресение.

– Давайте прямо по порядку. Первый – это сама Пасха. Рисуем пасхальный стол, как звоним в колокола, как несём красные свечки, как обнимаем друг друга, радуясь Празднику – и любые другие сюжеты, связанные с праздником и празднованием… (Илья Боярский)

А можно еще обратить внимание старших детей на слова Пасхального канона, который звучит в дни празднования Пасхи, он удивительный. Вслушаться в его слова, осмыслить их, перевести, может быть, на более понятный для детей язык, и  — проиллюстрировать… Например, слова:  «к свету идяху, Христе, веселыми ногами… Небеса убо достойно да веселятся, веселие вечное…» Вот такие детские иллюстрации на  слова Канона получаются удивительно трогательными, для них целый мир смыслов открывается. Конечно, под каждой такой иллюстрацией красиво пишется избранная строка  Канона.

Второе воскресенье. (Анастасия Абрамова)

Антипасха, либо Фомина неделя, а еще у нас ее называют Красная горка – время свадеб и венчания на Руси. Анти- означает не «против», а «вместо Пасхи», «напротив Пасхи»: это не противопоставление, а вновь обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Рассказать об апостоле Фоме, о его недоверии, о его сомнении в Воскресении Господа, и о том, как Господь это его сомнение разрешил. (Илья Боярский)

– Вместе с детьми рассмотреть внимательно икону, знаменитый сюжет «Уверение Фомы», прочитать Евангелие, повествующее о соответствующем событии.

А можно предложить сделать иллюстрацию и к другим словам Пасхального канона. Он поётся на каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи (Анастасия Абрамова):

«Из гроба красное правды нам возсия солнце…», например (Илья Боярский)

Третье воскресение и третий цветной лист с рисунком или рисунками наших детей. (Анастасия Абрамова)

– «Неделя о женах-мироносицах». В последнее время в нашей церкви все чаще появляется традиция в этот день поздравлять женщин, девочек, девушек, бабушек, наших мам, наших сестер – всех женщин, которые с нами тоже разделяют праздник Пасхи, пасхальную радость. Никогда не бывает лишним сказать приятное слово, подарить цветочек, сделать что-то приятное и хорошее. (Илья Боярский)

– Да, и конечно, мы вспоминаем евангельские события, связанные с мироносицами и вслушиваемся с детьми в слово, кто это такие мироносицы, что они несли, что такое миро.

И можно вновь предложить сделать иллюстрации к очередным словам Пасхального канона (Анастасия Абрамова), например:

«Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира…» (Илья Боярский)

Четвертое воскресенье, четвертый лист с рисунком или рисунками. (Анастасия Абрамова)

– Это чудо исцеления расслабленного при «овчей купели»… (Илья Боярский)

– И можно вновь проиллюстрировать слова Пасхального канона. Например, такие (очень девочки любят иллюстрировать эти слова): «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся…» (Анастасия Абрамова)

Пятое воскресенье и пятый цветной лист с рисунком или рисунками. (Анастасия Абрамова)

– Вспоминаем беседу с самарянкой у колодца о живой воде. Детям особо это интересно услышать, потому что перекликается с какими-то сказками, фольклором. Они сразу интересуются, что за живая вода, неужели на самом деле существует такая. Да, существует. О ней и говорит Христос в беседе с самарянкой… И это  —  повод вывести детей на серьезный разговор, несказочный. (Илья Боярский)

– И — новые иллюстрации к словам Пасхального канона, например, к таким: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия…» Есть на что обратить внимание детей: «Новый Иерусалиме» —  что это такое? О каком Новом Иерусалиме действительно идет речь? (Анастасия Абрамова)

– Новый Иерусалим – это царствие Божие, это все люди, верующие, добрые люди, которые хотят жить по заповедям Божиим, которые хотят делать добро, жить в любви. Это и есть новый Иерусалим. (Илья Боярский)

Шестое воскресенье и последний цветной лист с рисунком или рисунками. (Анастасия Абрамова)

– Это «неделя о слепом» — вспоминаем чудо исцеления Господом слепорожденного, которому Господь дал зрение. (Илья Боярский)

– А для того, чтобы было ощущение нашего движения во времени от Воскресения к Вознесению, можно такой календарь (Ленту Времени) сопроводить изображением человечка, идущего «веселыми ногами». Мы можем перемещать его от листа к листу, знаменуя, какая неделя нашей жизни нынче идет.

И так, «веселыми ногами» мы постепенно добираемся до дня отдания Пасхи. В течение всех пасхальных седмиц не только продолжаем празднование Воскресения Господня, но и обращаемся к смыслам праздника, к иконам, к страницам Евангелия, строкам Пасхального канона, вслушиваемся в них. Все вместе, всем своим домом, внимаем тем событиям, которые наша Церковь предлагает нам для наставления именно в эти светлые дни. И всё это время продолжаем радоваться Воскресению Спасителя. (Анастасия Абрамова)

(00:55:28 – 00:56:11 – звучит песнопение)

– Итак, сегодня мы поговорили с вами о том, как можно готовиться к Пасхе и как можно праздновать Воскресение Христово вместе с детьми. (Илья Боярский)

На нашем диске вы можете услышать те церковные, народные и авторские песнопения, духовные стихи и песни, которые обычно звучат в пасхальные дни. Слушайте вместе с детьми, подпевайте. А после серьезный небольшой разговор, подведение итога только для взрослых, пояснения и комментария священника о том, в чем важно обязательно разобраться самим взрослым, чем не смутиться и что затронуть в разговоре о празднике с подростками. (Анастасия Абрамова)

(00:56:52 – 01:07:01 – звучат песнопения)

Пояснения священника.

– Важный вопрос для обсуждения с подростками, в чем смысл крестной жертвы Христа. Разве что-то изменилось в мире после этого события?

Первое.  Христос пришел на землю не только чтобы научить, сказать нам о заповедях, о любви, научить нас чему-то новому, а, самое главное, он пришел для того, чтобы искупить грех – грех Адама и Евы в раю. Дело в том, что Адам и Ева, когда они согрешили, закрыли для себя рай, они стали неспособны воспринимать Божию благодать, они стали смертны, стали болеть и умирать. Рай был для них закрыт. И все люди после Адама и Евы, когда умирали, после смерти в рай попасть не могли. Рай был закрыт для всех людей после Адама. И Бог, любя свое творение, переживая, желая людям спасения, послал Сына Своего. Он умер, и душа его сошла во ад. И ад не выдерживает – разрушается. И Христос выводит людей из ада в рай (это хорошо показано на иконе «Сошествие во ад»). Это было главное, зачем случилась крестная смерть Христа.

Второе, что можно рассказать подросткам, это — об искуплении, о том, что каждый поступок человека не просто так растворяется во времени и пространстве, что всегда есть последствия. Ты что-то сделал, ты бросил камень в воду – пошли круги. И такие последствия происходят от любого греха. Круги на воде — грех разлучает человека с Богом. Зло отдаляет нас от Источника Добра.

И дело не в том, что только Адам согрешил, а дело в том, что все дети Адама стали грешить. И эти грехи, как снежная лавина, накапливались-накапливались, и уже не было даже какого-то просвета, не было возможности пропасть, разделяющую человека и Бога как-то преодолеть. Поэтому Бог Сам пришел в мир, Сам принял на себя человеческий облик, чтобы вместе с людьми преодолеть эту пропасть. Это произошло как раз во время крестной смерти Христа, Он взял на себя все людские грехи.

Объяснить это можно так. Человек сделал какой-то проступок – украл, обманул, сделал какую-то гадость, его мучает совесть. Даже если никто не узнал об этом, даже если это все произошло в тайне, то совесть все равно не дает спать, не дает есть. Человек переживает. И эти переживания бывают даже сильнее самого наказания человека – переживания душевные. И Христос эти наши душевные терзания, переживания взял с собой на крест. И, как говорят святые отцы, мучения Христа физические нельзя сравнить с тем, что он претерпевал в своей душе, потому что он хотел вместе с нами вот эту боль за грехи, за ошибки, за преступления, которые мы делаем в течение жизни. Вместе с нами пережить.

Тут можно сказать и о любви. Что значит любовь? Если ты любишь, значит, ты готов пойти на жертву. Если ты любишь, то хочешь с любимым человеком разделить не только радость и счастье, но хочешь разделить с ним и тяжелые моменты его жизни.

И надо сказать подросткам, что Крест – это выражение любви, что настоящая любовь всегда через жертву. И на примере крестной смерти Христа показать, что такое настоящая любовь – ты готов умереть за тех, кого ты любишь.

Еще очень важно: при беседах с маленькими детьми, когда взрослые будут говорить о евангельских событиях Страстной недели, не показывать детям живописные изображения смерти Христа. Другое дело — иконописные образы, где Христос выглядит Победителем, где Христос торжествующий. Может быть, это далеко от внешней человеческой реальности, но это ближе к внутреннему смыслу Страстной недели. Победа над смертью произошла уже тогда, в Великую пятницу, когда Христос умер…

Подростки могут спросить: как же мир изменился после того, как Христос умер на Кресте? Тут важно сказать, что мир, может быть, не сильно изменился внешне, но существенные изменения всё же произошли.

У людей появилась возможность, которой не было до Христа, – это возможность жить в Боге полноценной жизнью, жить в Церкви как в месте пребывания Царствия Божия в наших земных условиях. А Церковь создана Христом как преддверие рая, где человек, участвуя в таинствах, может вкусить ту благодать, которой Адам и Ева себя лишили, ту благодать, которую люди получат и после второго пришествия Христа.

И вот это внутреннее изменение мало-помалу изменяло и земной мир… Можно показать это и в ходе истории: как отношение к детям менялось от древности до наших дней, как поменялось отношение к женщине… Внешние изменения медленные. Но с веками, если сравнить с точки зрения исторической, мир очень сильно поменялся. (Илья Боярский)

– В студии был священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец четырех детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог Анастасия Абрамова. С наступающим праздником. (Илья Боярский)

– Программа подготовлена Центром для детей и родителей «Рождество» при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Духовный стих прозвучал в исполнении Варвары Котовой, а песни автора-исполнителя и педагога Центра «Рождество» Людмилы Ершовой. Слушайте и пойте вместе с детьми. (Анастасия Абрамова)