Проповеди

Проповедь о счастье на праздник Александра Невского

Сегодня мы вспоминаем Божью Матерь, её введение во храм. Поздравляю Вас с воскресным днём и с днём памяти Благоверного Князя Александра Невского. Сегодня в Евангельском чтении мы с Вами слышали короткую притчу о счастье. Жил богатый человек, которому повезло, Господь дал ему урожай. Он думает, что амбары у него тесные, всё собранное туда не поместится. Решил он сломать житницу и построить в 2 раза больше. Наполню её до верха и скажу душе своей: «Ешь, пей, веселись, душа, будь счастлива в этой жизни». А Господь обращается к нему: «Безумный, в эту ночь душу у тебя заберут. Куда ты денешь своё богатство?» Удивительно, что богач обращается не к телу своему. Чтобы тело было всегда сыто всегда в довольствии. А обращается именно к душе. Как же душа может есть и пить? Дело в том, что наш организм, наша природа состоит из двух частей: земной и небесной. Тело и душа. Они между собой очень тесно связаны. Так, что если душа отлучается от тела, можно сказать, что уже нет человека. Он неполноценен. Оказывается, если естественные, природные привычки и желания нашего тела (еда, сон, отдых) нами не контролируются, то они связывают нашу душу больше, чем тело. Какое же страдание нам, когда наша душа разлучается с телом, когда наша душа не получает этого удовольствия через питьё, еду, увеселение, лень и сон. Как же она будет страдать на том свете, если мы увидели в этом счастье нашей жизни. Во всех мудрых книгах, не только православных, но и общечеловеческих сказано, что часто люди ищут счастье не там, где оно есть. Часто нам кажется, нас учит телевизор, радио, книги и фильмы, некоторые люди, что счастье— это деньги и здоровье. А священники Вам скажут, что чем больше денег, и, хоть это трудно понять, чем больше здоровья, тем реже человек бывает счастлив. Не обязательно богатый и здоровый человек будет несчастным. Но закон именно такой. Тяжелее человеку быть счастливым, чем более он богат. У него сильная привязанность к телу. Нет греха в теле. Нет греха в том, чтобы вкусно поесть, встретиться, отпраздновать день рождения, отдохнуть, сходить на какое-то мероприятие. Грех, если человек видит в этом смысл своего существования. Грех, если человек думает, что получит через это счастье. А счастья он там не находит. Удовольствие, может быть, найдёт. В первый раз найдёт. Во второй ему нужно уже больше поесть, больше выпить, чтобы получить это удовольствие. В третий раз ещё больше. А потом и того он не будет получать. Так в чём же счастье? Господь нам это открыл. «Блаженны нищие духом…» Блаженны— это значит счастливые. Вот наш путь к счастью. Заповеди блаженства. Счастье в том, чтобы быть нищим духом. Как говорят Святые Отцы, нищие духом— это не только в смысле смирения, а не привязанные к богатству, к деньгам, к материальному. Блаженны милостивые, то есть те, кто оказывает милость другому. Блаженны, то есть счастливы милосердные. Блаженны (счастливы) те, кто кроток, кто не отвечает злом на зло. И самое удивительное для нас, что счастливы те, кого поносят, те, кого прогоняют. Те, кому делают зло ради имени Христа. Вот это настоящее счастье. А не в том, чтобы получить побольше квартиру, купить новый телефон или новую машину. Не в том, чтобы излечиться от какой-то своей болезни. Счастье в другом. В любви, в смирении, оно в Боге. В Нём мы ищем своё настоящее счастье. Это не значит, что мы должны всё бросить, продать квартиру, выбросить телефон, ходить только пешком, не пользоваться ни автобусом, ни автомобилем. Это не значит, что мы должны забыть о своих болезнях, не думать о том, чтобы исцелиться, сходить к врачам, купить лекарство. Дело не в этом. Дело в том, что нужно думать и о своём здоровье, и о еде, и о благополучии нашей семьи. Но нужно понимать, что это внешнее. Что даже если мы вылечимся, приобретём что-то для своей семьи, новый автомобиль или квартиру, или купим, наконец-то, новые сапоги, которые не дырявые, счастливы мы в этом не будем. Это то внешнее, которое просто необходимо для жизни. Как внешний шум, внешнее действие, которое нам не принесёт большого удовольствия. Мы не должны свою душу прилеплять к этому. Иначе Господь скажет: «Безумный, душу и тело твои сегодня ночью разлучат. И как же ты будешь жить, если ты видел своё счастье, своё удовольствие только в этом телесном, материальном?» Дай Бог, чтобы эта притча научила нас кормить нашу душу, делать так, чтобы наша душа видела удовольствие и счастье не только и не столько во внешних удовольствиях, в здоровье, в материальном, внешнем благополучии, а чтобы искала счастье в служении ближним, в служении Богу. Аминь.