ГлавнаяПроповедиПроповедь об исцелении слепца и о том, что нужно делиться обретённой верой

Проповедь об исцелении слепца и о том, что нужно делиться обретённой верой

1448984849_pr3

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём! Сегодня особенное воскресение, потому что оно последнее перед началом подготовительного периода великого поста. Следующий воскресный день— это начало недели о Закхее, первой из пяти недель подготовки к Великому посту. Время от Рождества до начала Великого поста очень короткое. Кажется, только закончился пост, отпраздновали Рождение Христа, и тут нужно готовиться к Великому посту. Это зимнее февральское время, оно всегда особенное. Предчувствие весны, Великого поста, врем духовного очищения, время сбросить с себя этот талый снег наших грехов, наших страстей. И весна— это, конечно же, Пасха. Сегодня последнее после Рождественское, после святочное воскресение. А со следующего воскресения можно потихонечку готовиться к Великому посту. Вот, в такое воскресение мы с вами слышали Евангелие от луки. Отрывок этот короткий. Говорит он о чуде, которое Господь совершил по дороге, когда уже готовился к страстям, к страданиям. Этот чудо произошло как раз, когда Господь держал дорогу. Он шёл в Иерусалим. Шёл к этой последней неделе, к предательству, к страданиям, к смерти, к Своему торжеству и Воскресению. Как говорит нам Евангелист, Он подходит к Иерихону. Очень интересно, что другой Евангелист повествует, что Иисус выходил в это время из Иерихона. Получается, что Евангелие от Луки и Евангелие от Матфея вроде бы противоречат друг другу. Но Святых отцов, толкователей писания, никогда это не смущало. Потому что ученики писали Его под предводительством Святого духа и руководствуясь обычными человеческими воспоминаниями. Один евангелист вспомнил, что это было рядом с городом, ему показалось, что Господь подходил к нему. А второй евангелист тоже вспомнил, что это было рядом с Иерихоном. Ему почему-то показалось, что Иисус выходил из города. Этот момент очень интересен. Вроде бы мелочь, но много говорящая о Евангелии, что оно не просто искусственное сочинение, а, действительно, живая память. Его писали люди, которые были рядом со Христом, которые окружали Его. Они записали то, что видели и передали нам. Отсюда эти маленькие неточности, разночтения. Когда два человека даже пересказывают одно и тоже событие даже на следующий день, мы всегда услышим эти маленькие детали, которые будут друг от друга отличаться. А уж если прошло 10 или 15 лет, то таких деталей будет много. Даже удивительно, что в Евангелии не так много разночтений. Они только в небольших мелочах.
Итак, рядом с Иерихоном сидит слепой человек, просит милостыню. Слышит, идёт мимо возбуждённая толпа. Он спрашивает: «Кто это идёт?» Ему говорят: «Иисус, пророк из Назарета.» И тут слепец начинает кричать, потому что не знает, кто из них Христос и где именно Он идёт. Он кричит: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня.» Помилуй, от слова елей, а елеем в древности лечили, то есть он просит исцеления. То есть «смажь мои раны, помилуй, будь милостив». Очень интересная реакция тех самых учеников, толпы, которая окружают Христа, тех самых Апостолов, которые потом это Евангелие написали, которые отдали свою жизнь, умерли мученической смертью. Они начинают стыдить слепца: «Что ты орёшь?» Они пытаются сделать так, чтобы он замолчал. Потому, что он мешает торжественной процессии. Они чинно, важно идут в сторону Иерусалима, и тут какой-то больной человек кричит, мешает Учителю. Так себя ведут Апостолы. А слепой человек всё равно вырывается, он их не слушает, а кричит ещё громче. Иисус просит подвести этого человека к себе и спрашивает: «Что тебе нужно?» Тот говорит: «Исцелится» А Господь говорит: «Вера тебя спасает.» Иисус его исцеляет и слепой начинает видеть. Этот отрывок заканчивается тем, что исцелённый человек присоединяется к ученикам, к этой толпе и идёт за Христом вместе с ними. Это Евангелие, конечно же, о чуде исцеления. О том, что если человек просит, если он не стыдится своих молитв, своей веры, если он действительно просит всем сердцем у Бога, Господь идёт к нему навстречу и говорит вот эти слова: «Вера тебя спасает.» То есть для настоящей просьбы к Богу нужна истинная настоящая вера в то, что Господь ответит на нашу просьбу, на нашу молитву. В этом отрывке ещё поразительна реакция учеников. Это чувство собственности. Человек получил Христа, встретился с ним. Он не хочет ни с кем Его делить. Старается сделать так, чтобы он пришёл, а другие не пришли. Это чувство собственности часто встречается и у нас с Вами. Проявляется не только по отношению к Богу, но и в семье, в добрых делах. Например, человек делает доброе дело, начинает помогать либо в больнице, либо в интернате, в доме престарелых. Он не хочет этим ни с кем делиться. Не то, что хвастаться. Если у него кто-нибудь спрашивает: «Чем помочь?» Он думает, что если он разделит эту помощь с другим, то ему будет меньше награда, меньше ему будет от Бога или от людей почестей. А бывает так, что мы с вами пришли в храм, пришли ко Христу и как ученики в этой толпе идём за ним. А другой человек первый раз пришёл в храм. А мы как будто бы не хотим его пустить к Иисусу. Начинаем чинить ему препятствия, начинаем говорить, что ты что-то делаешь не так, не там прошёл, не там встал, не там поставил свечу. Говорят: «Разве так молятся, разве так делают?» И тут мы должны вспомнить этот отрывок из Евангелия, что бывают люди слепые физически, а бывают слепые духовно. Они всегда ищут Бога. Часто они Его находят не благодаря нам, а вопреки. Потому что мы часто своей верой не хотим ни с кем делиться. Мы стараемся спрятать это сокровище. «Мои близкие, мои родные меня не понимают, они не постятся, не молятся, а чего я буду с ними разговаривать?» Приходит человек в храм. Он выглядит не по нашей традиции. Он, как нам кажется, неправильно себя ведёт. Мы либо про себя его осудим, либо вслух сделаем замечание. И у меня, и у каждого, наверное, было такое в жизни, что вместо того, чтобы порадоваться, что человек ищет Бога. Да, может быть не совсем правильно, не совсем по уставу. А мы его или в сердце, а может даже вслух не хотим пускать ко Христу. Потом он научится, а через год или два, может, будет лучше нас знать, как себя подобает вести в храме. А сейчас он пришёл может быть первый раз. Может, у него какое горе или радость. Он хочет поделиться со Христом. А мы ему говорим, что он не там прошёл, не там встал, не так делает что-то. Ему надо сказать об этом как-то с любовью, чтобы он не обиделся, а чтобы его аккуратно научить. А у большинства из нас это почему-то не получается. Часто такой человек уходит обиженный. Он пришёл ко Христу, а его ученик его не пустил. Мы в Евангелии это часто читаем или слышим. Как ученики не пускают ко Христу. То детей они не пускали. Дети были шумные, всем мешали. Ученики хотели их прогнать. Теперь вот этого слепца. Он, конечно, со стороны вёл себя безумно. Кричал, вопил. Они хотели, чтобы он вёл себя прилично. То есть, у них побуждение, вроде бы, было хорошее. А на самом деле это было проявлением чувства собственности: «Я нашёл эту жемчужину, сокровище, я нашёл Бога, я нашёл веру.» Такому человеку, как и нам с вами, кажется, что если мы этой верой поделимся, это как будто из ста наших рублей останется девяносто. Но с верой это не так. С верой наоборот. Если ты дал десять рублей, у тебя будет двести в духовном смысле. Не надо бояться делиться верой. Не должно быть чувства собственности, как было у Учеников. После воскресения, после страшной смерти Христа на кресте, пасхального чуда, Ученики поменялись. Они вышли на проповедь и стали этой верой делиться со всеми окружающими. Мы тоже должны уподобляться не тем ученикам, которые мешали этому слепому прозреть и духовно и физически, а тем ученикам-Апостолам, которые после Воскресения Христова и жизни своей не жалеют для того, чтобы и другие люди тоже нашли Христа. Братья и сестры, всех вас поздравляю с Воскресным днём! Дай Бог, чтобы сегодняшнее Евангельское чтение в нашей жизни оставило свой весомый след. Чтобы мы у этого слепого человека научились настоящей молитве к Богу. С верой, не стесняясь, не стыдясь просили у Бога то, что нам нужно. Особенно не физического, а духовного прозрения. Видения духовного света. Чтобы узреть наши грехи, наши страсти. И справляться. Аминь.