Проповеди

Проповедь о трёх степенях искушений

Братья и сестры, мы с вами слышали в Евангелии, которое продолжает тему Крещения Господня. И сразу после того, как совершилось это Крещение от Иоанна в реках Иордана, Господь идёт в пустыню, где пребывает сорок дней и сорок ночей, ничего не вкушая. И, как сказано в Евангелии, под конец Он взалкал, то есть Ему уже стало тяжело соблюдать такой пост. И в этот момент к Нему подходит сатана и, как мы знаем, предлагает Ему три искушения. В первом искушении он пытается воздействовать через тело. Господь голоден и сатана говорит Ему: Если Ты – Сын Божий, скажи вот этим камням, чтобы они стали хлебом. Господь отвечает: «Не хлебом единым жив человек, а Словом Божиим». Второе искушение – это искушение душевное, когда в одно мгновение сатана возводит Господа на высокую гору (или какое-либо символическое место: вряд ли это была гора) и оттуда показывает все царства Мира и говорит Ему: «поклонись мне, и все эти царства будут твоими». Господь отвергает и это искушение. И третье, духовное искушение. Господь и сатана оказываются вместе на крыше Храма Иерусалимского – одном из самых высоких зданий Древнего Мира, и сатана говорит Спасителю: «спрыгни вниз, ибо написано в Псалтири, что ангелы подхватят Тебя, не преткнеши ногу Твою о камень (т. е. ты и ногу даже не повредишь). Бросься вниз, и все люди увидят, что Ты – Сын Божий, и все уже поклонятся Тебе не как царю, а как Богу». Но господь и это искушение отвергает. Эти три искушения, как говорят Святые Отцы, была попытка дьявола извратить тот Путь Спасения, который выбрал для нас Христос, чтобы люди не добровольно шли за Христом, как велит им их сердце и вера, а потому что либо по каким-то материальным соображениям: жажде еды или материальных благ, либо потому что их заставила государственная машина, повелевающая человеку ходить в храм и молиться, либо их заставили не физически, а дали какие-то знамения, чудеса, потрясающие вещи, неподвластные разуму, и человек, видя такие чудеса, кланяется Христу. Все эти способы привлечения людей к Богу Господь отвергает. Единственный способ, который возможен для человека прийти к Богу – это добровольное следование за ним, принятие того, что он говорит, принятие его самого. Не потому что тебя заставили, не потому что ты увидел какое-то сверхъестественное проявление, не потому что у тебя есть какой-то материальный интерес к этому, а только потому что ты любишь Бога и хочешь идти за ним. И вот эти три типа искушения встречаются не только в жизни Христа, а они встречаются и в нашей с вами жизни. Эти искушения часто материальны, когда нам кажется, что на нашей дороге нет ничего важнее, чем эти хлеба (это не обязательно именно еда, хотя часто нас соблазняет вкусная еда и чревоугодие, когда мы думаем только о том, чтобы поесть повкуснее) – просто потребности тела – это может быть и выпивка, и игры, и неправильные отношения с людьми – иногда нам кажется, что во всём этом и есть смысл жизни, чтобы вкусно поесть, хорошо отдохнуть, развлечься, куда-то съездить, например, в туристическую поездку. И в этом часто и есть наш смысл. Есть и другое искушение – искушение власти, когда нам кажется, что нет ничего важнее – это добиться чего-то в жизни. Это может быть карьера, какое-то уважаемое положение, чтобы тебя имели ввиду, слушались, самоутверждение. Есть и третье искушение – искушение чуда, когда люди уже отринули от искушения хлебов, когда они поняли, что наша жизнь – не сплошное развлечение и удовольствие. И те, кто понимают, что в нашей жизни главное – не работа и карьера. Третье искушение бывает самое страшное – искушение духовной жизни – когда человек идёт вроде бы правильной духовной дорогой, но мысли у него совсем не те. Они ищут в своей духовной жизни не прежде всего покаяния и исправления себя, а ищущих чего-то чудесного, каких-то сверхъестественных проявлений – «Там икона замироточила, а там прозорливый старец, ещё что-то чудесное», и эти чудеса отвлекают на себя всё внимание. И, как говорят Святые Отцы и Писание, что когда придёт антихрист, то, к сожалению, он именно таких людей совратит, так как он будет совершать потрясающие знамения, неотразимые чудеса, которых, наверное, не видел свет до него. И вот такие люди, духовная жизнь которых была основана только на одних чудесах, к сожалению, соблазнятся. Настоящая духовная жизнь не основана ни на жажде удовольствий, ни на расслаблениях и каких-то угождениях своему телу. Она не основана на карьере и на мыслях о самоутверждении в этой жизни. Она не основана даже на чудесах, даже если они от Бога. Чудеса, конечно, могут быть в нашей жизни, также как могут быть какие-то удовольствия, какое-то расслабление для тела, карьера, установление себя как человека, проявление своих талантов в жизни. Но это только фон вокруг главного пути к Богу. А этот главный путь прежде всего заключается в покаянии, исправлении себя, в жертве, когда мы жертвуем своим временем и силами ради Бога и ближних. Вот это главный путь. Есть ли чудеса в нашей жизни – слава Богу, нет – может быть в некоторых случаях ещё лучше. Есть карьера – слава Богу, значит мы ею воспользуемся для помощи ближним, нет – может ещё лучше – нет повода для гордости. Есть в нашей жизни телесные или душевные удовольствия, отдых, покой – слава Богу, Бога поблагодарим, нет – и за это благодарим, может у нас такой путь. Искушения, которые Христос встретил в пустыне и отринул от себя, мы тоже каждый день должны их отвергать, следуя за Христом. Нужно идти к Богу по пути любви, жертвы, пути самоисправления (именно себя, своих грехов и страстей). А то, что будет вокруг нас, от нас не зависит, как Господь пошлёт нам. Есть – слава Богу, нет – тоже за всё Бога благодарим. Всех вас, особенно причастников, поздравляю, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже!