ГлавнаяПроповедиПроповедь о сомнении

Проповедь о сомнении

1458550615_somnenie

Братья и сестры, мы с вами сегодня слышали Евангельское чтение, в котором говорится, что ко Христу, приходят ученики Иоанна Крестителя, который был в заточении. И вдруг у него как бы возникло сомнение. Он говорит своим ученикам, чтобы они сходили к Иисусу Христу и спросить Его, Он ли Мессия, или придется ждать кого-то другого. Делегация учеников Иоанна приходят ко Христу и Он говорит им, чтобы они рассказали Иоанну о чудесах, которые они видели: воскресения мертвых, изгнания бесов из бесноватых, очищения прокаженных, исцеления больных. Эти чудеса и есть свидетельства о том, что Христос обладает Божественной Силой. Делегация Предтечи и Крестителя Иоанна уходит, и Христос обращается к окружающим, говоря об Иоанне. Внешне получается немного нелогично, потому что вроде бы Иоанн выражает сомнения в том, что Христос – Мессия, а Христос говорит, что нет никого больше, кто был рожден между женами. То есть в Царствии Божием нет никого больше. Но потом Господь добавляет, что тот, кто будет младше Иоанна Предтечи в Царствии Божием будет всё-таки больше его. Он имел ввиду себя, потому что, как мы знаем из Евангелия, что Иисус был на несколько месяцев младше его. И это сомнение Иоанна Предтечи в темнице и слова Христа о том, что Иоанн – самый великий человек на свете, величайший из мужей. И поэтому в храмах, иконостасы которых имеют второй ряд, Иоанн Предтеча изображен слева от Христа (а Божья Матерь – справа). Иоанн Предтеча показывается как самый великий человек. Но почему же Иоанн, будучи в темнице, стал сомневаться?
На сегодняшний день есть ещё одно чтение, которое не читалось по случаю праздника, но это – рядовое чтение, которое читается на Сырную неделю (Масленицу). Это чтение мы с вами должны были прочитать дома. Это чтение рассказывает о том, как Иисус молился в Гефсиманском саду. Сегодня эти два Евангельских чтения чисто случайно совпадают. Это чтение о сомнениях Иоанна Предтечи в темнице и отрывок из Евангелия о том, как Иисус молится Своему Отцу, говоря такие слова: Доминой Чаши Сея. Творения, сомнения, переживания. Он просит у Отца Своего избежать смерти на Кресте и жутких страданий. Но в конце Он добавляет: «Но пусть будет не как Я хочу, а как Ты хочешь. Не Моя воля будет, но Твоя». Эта тема сомнения очень важна. Почему-то, когда мы читаем жития святых, нам иногда кажется, что они роботы или совершенные ангелы. Потому что к сожалению, по каким-то причинам, писатели, которые переписывали жития святых, вычеркивали такие человеческие качества, как сомнение, переживание, страх, боязнь. Они думали, что таким образом они уберут принижение их подвига. Но получается наоборот, что когда мы читаем жития святых, нам не верится, как святой, не оглядываясь, просто шел на смерть и на страдание. Но читая Евангельское чтение, мы понимаем, что это не так. Перед страданиями (как и Иоанн Предтеча перед своей казнью и смертью) за переживал, испугался, засомневался, не ошибся ли он. Да, он слышал голос Святаго Духа, но перед лицом страдания и казни человеку приходят в голову разные мысли. Такие мысли пришли в голову и Иоанну Предтече. Мы также знаем, что перед лицом страдания и казни даже сам Сын Божий, так как он был совершенно человеком и во всем, кроме греха подобен нам, тоже боялся и переживал, а значит тоже сомневался, как и мы с вами. И перед лицом этих страданий тоже засомневался и стал переживать. Как сказано в сегодняшнем рядовом Евангелии, что до кровавого пота. То есть вместо пота шла кровь. И Евангелие говорит нам, что это не грех, что нет в этом чего-то постыдного и страшного. Христос даже оправдывает Иоанна Предтечу, говоря, что он – величайший человек на Земле. И даже, будучи таким человеком, он засомневался на какое-то время, на какой-то миг. Засомневался только ради того, чтобы получить от своего Спасителя утешение и слова поддержки. Засомневался также и Господь Иисус Христос. Но Сам Он был укреплен словами «не как Я хочу, но как Ты хочешь». И Господь отправился на суд, на смерть, на казнь и страдание. И у нас в жизни тоже бывают различные сомнения, переживания, страхи, боязни. Но если эти страхи сопряжены с нашим обращением к нашему Создателю, Спасителю, если мы также как Иоанн Предтеча, отправивший эту делегацию своих учеников спросить у Христа, если мы также как Иоанн Предтеча спрашиваем у Господа: «За что нам эти страдания, болезни, препятствия в нашей жизни?» Если мы обращаемся к Нему, мы всегда от Него получим слова утешения, может быть это будет непосредственно, может быть косвенно, через какое-то знамение, может быть просто в душе воцарится вдруг мир и упование на Промысел Божий. Но надо понимать, что эти сомнения – это духовная жизнь, духовный путь. Не надо стыдиться или переживать. Но их всегда надо побеждать молитвой, обращением к нашему создателю. И тогда также, как святой Креститель и Предтеча Спасов Иоанн, который переборол свои сомнения, который вступил на свой подвиг мученичества, который попал в Царствие Божие и там сейчас за нас предстательствует. Также и мы с вами, преодолев эти сомнения, преодолев страхи, боязни, вселив в свою душу веру и упование на Бога, тогда и мы с вами получим награду. АМИНЬ.
Сегодня, помимо того, что большой церковный праздник, сегодня также имеет место светский гражданский праздник [8 марта]. На самом деле он совсем не церковный и как мы знаем, 8 марта – первое революционное выступление в 1911 году в Европе. Тогда женщины поддержали своих мужчин, рабочих, потом поддержали их в феврале 1917 года. Мы прекрасно знаем, что после того случилось с Россией. Поэтому праздник имеет далеко не христианское основание, а скорее довольно специфическое. Но мы знаем, что Церковь в древности использовала иногда достаточно страшные языческие праздники, наполняя их своим духовным смыслом. То есть если люди привыкли что-то отмечать, праздновать, Церковь просто потихонечку наполняла эти праздники другим смыслом. И сейчас уже никто не вспомнит, что Рождество Христово в древности было праздником языческого бога солнца. И просто в этот день Церковь поставила Рождество, чтобы показать нам другой смысл. Вместо Солнца – небесного светила, нам светит Бог своей благодатью и любовью. 8 марта церковь ещё не наполнила никаким смыслом, потому что прошло ещё очень мало времени. Церковь живёт совсем другим ритмом, чем мы с вами. Если наши внуки, правнуки доживут, через 100-200 лет 8 марта будет церковным праздником. Также как потихоньку Церкви удалось переместить 7 ноября на 4-е, наполнив другим смыслом, то же самое будет и с 8 марта, но сейчас пока ещё нет. Но всё равно много близких, родных, дорогих, знакомых людей отмечают этот день и очень любят, потому что этот день – повод вспомнить об особой роли женщины и в истории, и в домостроительстве Божьем, и в семье. И поэтому они поздравляют женщин. Ничего плохого нет, если мы поздравляем женщин не с революционным днём, а просто дарим цветы или говорим теплые слова. Поэтому на всякий случай, хоть это праздник не церковный, я всё равно поздравляю женщин, которые его отмечают. Желаю им помощи Божией и дожить до того дня, когда все эти праздники отойдут от большевистского смысла и приобретут новый, более глубокий, духовный, церковный смысл, СПАСИ ВСЕХ ГОСПОДИ.