Проповеди

Проповедь о помощи ближним. Притча о самарянине

Братья и сестры, всех Вас поздравляю с воскресным днём, особенно причастников с принятием Тела и Крови Христа, чтобы нам, соединившись с Богом, восполнить нашей немощью этой благодатью и чудодейственной помощью, которая даётся нам в Святых тайнах. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня в Евангелии мы сегодня слышали притчу о милосердном самарянине. Законник подходит ко Христу и спрашивает, какая самая наибольшая заповедь Священного Писания. И сам же отвечает, что самая наибольшая заповедь, которая дана нам в Ветхом Завете— это заповедь любви «возлюби Бога и ближнего как самого себя». И Господь говорит: «Ну ты же всё знаешь, что тогда спрашиваешь?» И тогда законник, желая оправдаться за свой вопрос спрашивает: «А кто же ближний, кого надо любить.» Древние евреи считали, что люди делятся на тех, которые заслуживают нашей любви и тех, которые не заслуживают даже того, чтобы с ними здоровались. Господь, пытаясь вразумить древних Евреев, говорит притчу о самарянине. Эти люди были призираемы евреями, они предали веру отцов и отошли от Бога. Господь говорит, что мимо избитого разбойниками человека прошёл священник. Он спешил на службу, ему нельзя было касаться крови, чтобы не оскверниться. Потом прошёл мимо его помощник. Он тоже не имел права был касаться крови. С точки зрения Ветхого Завета, закона, они поступили правильно. Они и должны были пройти мимо, чтобы не оскверниться. Потому, что нет ничего важнее службы Богу. Так казалось бы им. А самарянин, призираемый всеми человек, перевязал раны, отвёз этого человека в гостиницу, дал денег. Этой притчей Господь показывает, что нельзя делить людей на достойных нашей любви и недостойных её. Что как бы не был человек, как нам кажется, грешен, как бы не был далёк от церкви, от идеалов, от заповедей Божьих, мы его всё равно принимаем и любим. Потому, что когда-нибудь он тоже может быть нас полюбит и примет. Кто знает, как обернётся жизнь? Мы сейчас, может быть, призираем гастарбайтеров, людей, приехавших заработать что-то для своей семьи. Мы иногда относимся к ним, как к людям второго сорта. Вот, они подметают, убирают снег, понаехали тут. Везде чёрные. Иногда слышим подобные слова где-то в магазине или в метро. Не дай Бог, если так думаем или говорим мы. Иногда так относимся не по национальному, а по религиозному принципу. Эти мусульмане, эти католики. А эти вообще, что с них взять, не верующие? Господь говорит, что мы должны любить независимо от цвета кожи, от мыслей и убеждений человека. Как сказано в Священном Писании, «солнце светит и над добрыми, и над злыми». Любовь в данном отрывке— это солнце. А иногда мы под словом «любовь» воспринимаем что-то совсем другое. Путаем любовь и какие-то теплые чувства: нежность, какой-то интерес. Да. Мы не обязаны дружить со всеми. В священном Писании сказано, что мы дружим и общаемся только с теми, кто близок нам по духу. Но любовь— это другое. Любовь— это, прежде всего, жертва. Когда мы ради Бога или ради нашего ближнего готовы пожертвовать своим временем, своими силами, а иногда и своей жизнью. Господь в этой притче еще и еще раз нам напоминает, что не надо никого делить. Если нам кажется, что человек не такой, какой-то не такой, не надо говорить, что он достоин нашего презрения, с ним можно не здороваться, не обращать на него внимания. А если он окажется в беде, мы пройдем мимо. «Бог ему поможет», как мы говорим. Дай Бог, чтобы вот эту заповедь любви нам воплощать в жизнь. Как говорят святые отцы, «возлюби Бога и возлюби ближнего. Если ты хочешь любить Бога, научись сначала любить ближнего». Нам нужно научиться любить тех, кто нас окружает. Это, конечно, во-первых, наша семья. Во-вторых— это те, кого мы встречаем либо в храме, либо на работе, либо на улице, либо в метро, либо за рулем автомобиля. Если мы научимся и их прощать стараться терпеть то, что от них исходит, тогда это будет любовь и к Богу. Братья и сестры, сегодня особенный день. Вот так совпало, что начался у нас Рождественский пост, с чем я вас и поздравляю. Мы все готовимся к Рождеству. Первой ступенькой будет праздник введения во храм Божией Матери, когда мы почтим ту, которая дала нам сына Божьего которая родила нам нашего Спасителя мы будем ее почитать. Четвёртого, в пятницу у нас великий праздник. У кого есть возможность, приходите. Конечно, хорошо бы и причастится. У нас в стране появился праздник. Он немного для нас непривычный. Все привыкли к 8-му марта за советское время. Слава Богу, те процессы, которые происходят у нас в стране, у нас в государстве мы стараемся потихонечку восполнять, чтобы по мимо советских праздников, появлялось у нас что-то новое не обязательно что-то отменять. Что-то было хорошим в советское время, но можно восполнить, можно дополнить. Потому, что, обычно, все-тки всегда мы чтили женщину не просто что она слабый пол, а чтили мы ее как раз за то, что она дает жизнь. Как Божья Матерь дала жизнь своему сыну Христу. Так же наша мама, наши сестры, наши, надеемся, и дочки они дают эту жизнь. и поэтому сегодня день матери у нас в стране. Я хотел бы поздравить от лица прихода, от лица всех, кто работает в храме и ходит в церковь, поздравить матерей. Прежде всего, конечно, наших родных матерей. Дай Бог, у кого живы родители хорошо бы сегодня либо приехать, либо позвонить, поздравить. Также хотел поздравить особенно наших молодых мамочек, у которых маленькие дети. В наше тяжёлое, такое суетное и смутное время, конечно, тяжело растить детей среди искушений, которые вокруг нас роятся. Особенно, если мама многодетная. Ей вдвойне тяжело. Поэтому хотел бы поздравить, как и пожилых наших родителей, которые уже, наверное, бабушки, так и молодых мам. Мы сегодня от прихода приготовили поздравление. У нас сначала будет песня, а потом подарок.