Проповеди

Проповедь на Сретенье

Братья и сестры, всех вас сердечно поздравляем с праздником, со Сретением Господним. Слово «Сретение» со старославянского переводится как «встреча». Как мы сегодня слышали в Евангелии, Иосиф и Дева Мария, по закону Моисея, на сороковой день приходят в храм поблагодарить Бога за рождение Первенца и заплатить выкуп, потому что все первенцы, как мы с вами помним из истории еврейского народа, избежали смерти в Египте. Египетские первенцы все были умерщвлены ангелом, а еврейские остались в живых. И как символический выкуп за это Моисей положил платить за каждого еврейского младенца мужеского пола, который рождался впервые у женщины. Если это была богатая семья, то давали что-то большое, например, овцу или корову, а если же семья была небогатой, то отдавали две птицы – две горлицы. Как мы знаем, Иосиф и Дева Мария были бедной семьёй. Сретение произошло ещё до того, как волхвы пришли со своими дарами для Младенца Спасителя. У Иосифа и Марии денег было мало и они купили всего двух птенчиков и принесли этот выкуп за своего Первенца в храм. Но был ещё один закон, по которому мы служим Сретение не в золотых, Господских цветах, а в голубом цвете Божией Матери. По закону женщине полагалось на сороковой день после родов пройти символическое ритуальное очищение, потому что в древности считалось, что во время рождения открываются невидимые двери в тот духовный мир, и женщина из этого духовного мира может не только хорошее, но и что-то плохое подчеркнуть, испачкаться в духовном смысле, и поэтому во многих древних религиях полагалось очищение после родов. Такое же очищение полагалось и для евреев. Но, как мы знаем, Божья Матерь родила Спасителя и при этом осталась Приснодевой. Она не претерпела никаких мук и страданий во время рождения Иисуса Христа, не причинив себе вреда. Ей даже символическое очищение не требовалось, но она по своему смирению всё равно поступила по этому закону еврейского народа. В этот праздник мы очередной раз вспоминаем смирение Божией Матери, поэтому и величаем её, имеют место голубые облачения. Поэтому праздник Сретение считается даже более Богородичным, чем Христовым. Как мы слышали в Евангелии, приходят они в храм, и их встречает старец Симеон. Этому старцу ангелом было возвещено, что он не умрёт, пока не увидит Христа, Мессию, Спасителя. Симеона в церковном предании связывают с одним из семидесяти переводчиков, которые в III веке до Рождества Христова по заказу Египетского Фараона переводили еврейскую Библию на греческий язык. Когда же Симеон делал этот перевод пророчества, где сказано, что Дева должна родить Мессию, ему показалось это место ошибкой, и он захотел её исправить. Но ему явился ангел и за его неверие, дерзость, дал ему наказание, сказав ему, что он не умрёт, пока не увидит это событие своими глазами. Когда человек живёт восемьдесят, девяносто, сто лет, это тяжело, но всё же это награда от Бога. Но когда древний старик, который претерпевает множество болезней, которому тяжело дышать и передвигаться, у него нет особых радостей в жизни как у молодого. Этот человек ждёт смерти как некоего покоя, успокоения, а смерть не приходит не через сто, не через двести, не через триста лет. Поэтому Симеон, наверное, больше всех ждал прихода Мессии. И вот он встречает и узнаёт его, берет его на руки в свои объятия и произносит такую молитву: «Ныне отпускаешь меня, раба Твоего, Владыко, по слову твоему с миром, потому что глаза мои увидели спасение моё, которое Ты приготовил всем народам, свет для всех народов и славу людей Твоих, живущих в Израиле». Он произносит эти слова с радостью, потому что эта встреча означала не просто Спасение для всего мира, но лично для него значило, что дни его на этой грешной Земле уже сочтены. И сейчас он встретился с младенцем Христом, но сейчас, в этот день, он умрёт и отойдёт к своему Творцу и Создателю и встретится с Богом уже там, в том Мире. Так что эта встреча, это сретение его было двойное: и в этой жизни и в жизни загробной. Также мы знаем из Евангелия, что встречает младенца Христа также Анна Пророчица – вдовица, которую в 13-14 лет выдали замуж, которая семь лет прожила со своим мужем счастливой жизнью, но она рано овдовела – муж умер, так как это древний мир, войны, болезни, лекарств мало и очень много людей, к сожалению, очень рано уходили в Мир иной. И вот Анна овдовела, будучи совсем молодой, а по иудейскому закону она была обязана выйти замуж, потому что женщины не имели в еврейском обществе никаких прав, если они не были замужем. Но она отказывается от замужества, она собирается сохранить верность своему прежнему мужу, несмотря на то, что для неё это означало нищету и унижение. И вдовицы, не хотевшие выйти замуж повторно, хотевшие сохранить верность даже ценой ущемления своих прав и унижения, они прибивались к храму, при храме они жили, а священники помогали им, кормили их, давали им кров. И Анна Пророчица тоже узнаёт и славит Христа. Это Евангельское чтение заканчивается ещё одним пророчеством, которое Симеон говорит Деве Марии: «Оружие пройдёт душу твою». Он видит и предупреждает о мучениях, которые будет испытывать Дева Мария, потому что тяжело представить, что может быть страшнее, чем стоять и наблюдать за медленной и мучительной казнью своего совершенно невинного Сына. И сделать ничего невозможно. Симеон предупреждает Деву Марию, жалея её, старается чтобы она подготовилась, хотя к такому подготовиться, наверное, невозможно. И сегодня мы прославили Божью Матерь за её смирение, приснодевство, за её чудесное рождение Сына, но также мы её прославим за ту крепость, волю и за те страдания, которые она претерпела рядом со Христом. Также сегодня мы вспоминаем собственную встречу с Богом. Как Симеон ждал своего Спасителя триста лет, также и мы с вами не все пришли в храм во младенчестве, не всех нас привели родители, многие из нас с вами пришли самостоятельно, будучи уже в сознательном возрасте. И то время, которое мы жили без Христа, без Церкви – время поиска, ожидания той радостной встречи со своим Спасителем. Быть может, кто-то этого не подозревал, жил, не думая о смысле жизни, но эта искорка, которая горит во всех людях, в том числе и атеистах, в неверующих – это жажда встретить смысл жизни, Истину найти и обрести своего Творца, своего Бога и Отца, она [искорка] живёт в каждом из нас. У тех, кто находится в храме эта искорка загорелась, засветилась внутри нашей души, потому что мы встретили Христа, чтобы, будем очень надеяться, никогда Его больше не потерять, не отпустить от себя. Навсегда остаться с Ним жить и вновь и вновь встречаться с Ним в Таинствах, делах милосердия, в храмовой и домашней молитве, встречаться с Ним, при встрече с родными, близкими и любимыми людьми, встречаться со Христом при жизненных проблемах, страданиях, когда нам приходится что-то претерпевать во временной жизни. Это тоже встреча с нашим Богом, встреча с Его промыслом, встреча с Его любовью, а любовь у Бога бывает разной: бывает лёгкая, возвышающая, а бывает и тяжёлая, когда нам нужно что-то внутри себя сломать и переварить. Мы всегда встречаем Христа с радостью, всегда протягиваем к Нему руки, потому что без Христа не смысла в нашей жизни. В эту встречу, которую пережил Симеон, которую и мы с вами пережили, дай Бог нам каждый год приходить в храм в этот великий праздник, чтобы нам эту встречу заново переживать, заново вспоминать, заново ощущать, чтобы никогда больше не расставаться со Христом. Аминь.