Проповеди

Одержимость

Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Луки о том, как Христос пришел в Годовинскую землю, где жил бесноватый, одержимый, странный человек. Его держали в цепях, но он был очень силен и постоянно рвал эти цепи. Убегал в пещеры, жил как дикий зверь, нападая на прохожих, вселяя страх во всех местных жителей. При встрече с ним Христос спрашивает: «Как твое имя?». Но вместо этого человека отвечают сидевшие в нем бесы, что имя его Легион, что означает «десять тысяч». В этом странном месте Евангелия бесы просят у Отца и Создателя, у Сына Божия, чтобы не в бездну их послал, а в стадо свиное. Христос, как это не удивительно, исполняет просьбу бесов. Они вселяются в свиней, животные сходят с ума и погибают, бросившись с обрыва. Местные жители, бывшие свидетелями, позвали остальных. Но реакция людей на произошедшее была еще более удивительна. Они просят Христа как можно быстрее уйти от них. Потому, что Иисус может помешать их бизнесу. Итак, целое стадо погибло, а что там еще впереди будет? Не известно. Они просят Христа, требовать они не могут, увидев Его Божественную силу. Христос выполняет просьбу и уходит. С одной стороны, в этом Евангелии—образ истории человечества, с другой—нашей с Вами сегодняшней жизни. Об этом бесновании, об этом стаде свиней, которое сходит с ума и погибает, мы читаем в Евангелии. В современной нашей жизни, мы слышим, что нам говорит радио, показывает телевизор. Опять появляются одержимые люди, которых уже не удержишь цепями, которые терроризируют, мучают людей, убивают их и погибают сами. Как свиньи в Евангелии, одержимые бесами. Потому, что человек, полностью попадающий под власть нечистой силы, имеет одно желание—небытие. Скорее покончить с собой, при этом погубить как можно больше людей, навредить, сотворить как можно больше зла. Не дай нам Господь встретить на пути таких страшных людей. Христос такого человека повстречал. Наверное, бесноватый все-таки внутри себя боролся, не все человеческое в нем погибло и было заменено нечистой силой. Поэтому Господь, видя, скорее всего, эту внутреннюю борьбу, ему помогает. Бесы отправляются в свиней. Господь исполняет эти две странные просьбы: просьбу бесов и просьбу жадных, обезумевших от жажды наживы, местных жителей. Он уходит от них. Хотя, наверное, там находились люди, которым нужно было исцеление, какая-то иная помощь. Но Господь уходит, так как Его об этом просят. Так происходит не только в истории человечества, но и в нашей личной жизни. Как говорит Феофан Затворник, все вы немного бесноватые и каждый человек может это в себе почувствовать. Будто какая-то сила заставляет его делать то, что человек не хочет. Какая-то сила заставляет помышлять, говорить и делать те вещи, о которых бы мы потом сожалеем. Часто мы, зная, что это грех, сознательно идем на него, сознательно творим плохие вещи, сознательно увлекаемся ненужной информацией в интернете или по телевизору. Сознательно занимаемся ленью и празднеством, вместо того, чтобы помогать ближним. Мы это понимаем умом, руки и глаза делают совсем другое – это и есть одержимость, это есть беснование, слава Богу, в низкой степени. Но, к сожалению, мы все находимся под властью этих страстей. Одна у нас только надежда и возможность не повторить их судьбу этих свиней, которые стали полностью одержимы бесами и погибли — это на пути повстречать Христа, повстречать по-настоящему, повстречать так, как этот бесноватый в Евангелии: «Позволь мне идти за тобой». Это означает забыть обо всем. Забыть о доме, о своих вещах, деньгах, забыть о карьере, обо всем и сказать: «Господи, я хочу идти за тобой». Нужно хотя бы, чтобы это желание было в нашем сердце. Господь призывает этого исцеленного человека и говорит ему: «Возвращайся в свой дом, скажи родным, какое Бог сотворил с тобою чудо». Не всем, но только избранным суждено оставить дом, имущество, все что нажил и идти за Христом. Только кому суждено, кому Господь повелевает. Большинству же людей нужно хотя-бы намерение. В большинстве из нас должны быть в голове, в сердце, в сознании, в душе правильно расставленные акценты в жизни. Мы должны понять, что единое на потребу— это сам Иисус Христос, все остальное – второстепенно. Даже здоровье. Даже здоровье наших близких. Финансовое благополучие. Какой-то успех, дружба – это на втором месте, а на первом месте в нашей жизни должен быть Христос. Если мы попробуем в нашей личной жизнью это исправить, справиться с одержимостью, справиться со своими страстями, за которыми мы идем, как рабы. Если мы будем идти за Христом, видеть Его впереди на нашей дороге, то тогда мы верим и надеемся, что и в общем и люди, которые нас окружают, страна, в которой мы живем не подвергнется нападению этого беснования, этого страшного свиного стада, которое гибнет само и старается погубить как можно больше людей. Тогда мы, будем хранимые нашим Христом, нашим Господом. Кто-то пойдет за ним окончательно до конца, а большинство из нас вернется в наши дома, в наши семьи, чтобы нести за собой свет, радость и источник веры. Аминь.